Аутизм
В последние годы наблюдается заметный рост расстройств аутистического спектра у детей во всем мире. Это реальная ситуация, с которой соглашаются многие психиатры, вопреки бытовавшему ранее мнению о гипердиагностике аутизма. Аутизм – одно из самых частых психических заболеваний у детей, частота встречаемости которых составляет от 1:80 до 1:150 индивидуумов.
Долгие годы психиатры связывали детский аутизм с шизофренией. Возникла даже терминологическая «путаница», так как термином «аутизм» психиатры обозначают характерный для шизофрении симптом, при котором больной теряет связь с реальностью и постепенно утрачивает потребность в общении сначала с посторонними людьми, а затем и с близкими родственниками. Каннер использовал термин «детский аутизм» как название заболевания, поскольку у детей, которых он наблюдал, тоже были нарушения способности устанавливать нормальные контакты с людьми. И хотя еще с 80-х годов детский аутизм был выделен в самостоятельное расстройство, и было доказано отсутствие его связи с шизофренией, до сих пор некоторые психиатры, советской школы, рассматривают проблему детского аутизма через призму шизофренического процесса.
Современные представления об аутизме претерпели существенные изменения. На сегодняшний день большинство специалистов в области психиатрии, когнитивной неврологии и нейрофизиологии считают, что расстройства спектра аутизма обусловлены генетическими мутациями с участием нескольких генов, обуславливающих нарушение развития нейронов головного мозга.
Основными нейропсихологическими последствиями таких мутаций являются нарушения восприятия, мыслительных и познавательных процессов, исполнительных функций и социального поведения. Патопсихологический аспект аутизма подразумевает отсутствие у аутичного ребенка способности понимать действия других людей на телесном уровне (прикосновения, поглаживания, объятия, предугадывание жестов) и обозначаемого как отсутствие «модели тела», в сочетании с отсутствием способностей осознавать свое собственное психическое состояние, а также состояние других людей.
Известно, что расстройства аутистического спектра в большинстве случаев являются причиной инвалидизации и стойкой социальной дезадаптации детей уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективной лечебно-коррекционной стратегией при данной патологии является «раннее вмешательство» в процесс развития с помощью познавательно-поведенческих технологий. При этом необходимым условием реализации таких программ является диагностика аутизма в раннем возрасте (от 1,5 лет и старше).
Система помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра может быть создана в условиях семьи, при обучении родителей доступным для них коррекционным технологиям. Наблюдая за разными детьми с расстройствами аутистического спектра в течение нескольких лет, можно отметить эффективное изменение состояния ребенка, тогда, когда семья представляет собой единую взаимодействующую команду. Такие родители, как правило, демонстрируют чудеса терпимости и понимания проблемы аутизма. Зная об опыте нескольких таких семей, мы убеждены, что семья, поддержанная знаниями и опытом квалифицированных специалистов, в состоянии победить аутизм, добиться значительных позитивных результатов при самом тяжелом варианте расстройства.