Размер шрифта
a
a
a
Цвета сайта
Ц
Ц
Ц
Показывать изображения
Расширенные настройки
Настройки шрифта
Выберете шрифт Аrial Times New Roman
Интервал между буквами (кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой гаммы
Цветная версия
Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки

Поликлиники и диагностика

Специализированные направления

Аутизм

В последние годы наблюдается заметный рост расстройств аутистического спектра у детей во всем мире. Это реальная ситуация, с которой соглашаются многие психиатры, вопреки бытовавшему ранее мнению о гипердиагностике аутизма. Аутизм – одно из самых частых психических заболеваний у детей, частота встречаемости которых составляет от 1:80 до 1:150 индивидуумов.

Долгие годы психиатры связывали детский аутизм с шизофренией. Возникла даже терминологическая «путаница», так как термином «аутизм» психиатры обозначают характерный для шизофрении симптом, при котором больной теряет связь с реальностью и постепенно утрачивает потребность в общении сначала с посторонними людьми, а затем и с близкими родственниками. Каннер использовал термин «детский аутизм» как название заболевания, поскольку у детей, которых он наблюдал, тоже были нарушения способности устанавливать нормальные контакты с людьми. И хотя еще с 80-х годов детский аутизм был выделен в самостоятельное расстройство, и было доказано отсутствие его связи с шизофренией, до сих пор некоторые психиатры, советской школы, рассматривают проблему детского аутизма через призму шизофренического процесса.

Современные представления об аутизме претерпели существенные изменения. На сегодняшний день большинство специалистов в области психиатрии, когнитивной неврологии и нейрофизиологии считают, что расстройства спектра аутизма обусловлены генетическими мутациями с участием нескольких генов, обуславливающих нарушение развития нейронов головного мозга.

Основными нейропсихологическими последствиями таких мутаций являются нарушения восприятия, мыслительных и познавательных процессов, исполнительных функций и социального поведения. Патопсихологический аспект аутизма подразумевает отсутствие у аутичного ребенка способности понимать действия других людей на телесном уровне (прикосновения, поглаживания, объятия, предугадывание жестов) и обозначаемого как отсутствие «модели тела», в сочетании с отсутствием способностей осознавать свое собственное психическое состояние, а также состояние других людей.

Известно, что расстройства аутистического спектра в большинстве случаев являются причиной инвалидизации и стойкой социальной дезадаптации детей уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективной лечебно-коррекционной стратегией при данной патологии является «раннее вмешательство» в процесс развития с помощью познавательно-поведенческих технологий. При этом необходимым условием реализации таких программ является диагностика аутизма в раннем возрасте (от 1,5 лет и старше).

Система помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра может быть создана в условиях семьи, при обучении родителей доступным для них коррекционным технологиям. Наблюдая за разными детьми с расстройствами аутистического спектра в течение нескольких лет, можно отметить эффективное изменение состояния ребенка, тогда, когда семья представляет собой единую взаимодействующую команду. Такие родители, как правило, демонстрируют чудеса терпимости и понимания проблемы аутизма. Зная об опыте нескольких таких семей, мы убеждены, что семья, поддержанная знаниями и опытом квалифицированных специалистов, в состоянии победить аутизм, добиться значительных позитивных результатов при самом тяжелом варианте расстройства. 

Новости